О Потребительской кооперации
"Краткий курс кооперации" А. Чаянов, 1925г
Каждому понятно, что если купить, любой товар не по мелочам в розничной лавке, а сразу в большом количестве у оптового торговца, то покупка обойдётся дешевле и по качеству будет лучше.
Поэтому каждый покупатель, желающий за дешевую цену получить хорошие продукты, должен покупать их не аршинами или фунтами, а кусками, вагонами и пудами, и не в мелочной лавке, а прямо на фабрике или в крупной оптовой торговле.
Однако, как ни выгоден этот совет невольно возникает вопрос о том, может ли наш крестьянин, рабочий и городской обыватель запасать себе впрок сливочное масло бочками, муку вагонами, мануфактуру кипами?
Само собой понятно, что каждый потребитель в отдельности сделать это не в состоянии. У него прежде всего никогда не бывает на руках таких денег, чтобы расплатиться по этим крупным покупкам, да и потребности его домашнего обихода измеряются не вагонами, а фунтами хлеба, несколькими штуками селедок, а не бочёнками; аршинами ситца, а не кусками его.
Однако, если десятки, сотни и тысячи покупателей соединятся и будут, сообща закупать нужные для них товары, то сразу получат возможность покупать их самыми крупнейшими партиями и превратятся все вместе в одного очень крупного оптового покупателя. Приобретаемые товары обойдутся дешево и будут хорошего качества.
Основные понятия
Потребительская кооперация – система организаций потребительской кооперации, созданных вцелях удовлетворения материальных и нематериальных потребностей их членов.;
Организации системы потребительской кооперации – потребительские общества, и их союзы,юридические лица, являющиеся пайщиками потребительских обществ, а также учреждения,хозяйственные общества и иные юридические лица, единственным учредителем которых являютсяпотребительские общества и их союзы.
Потребительское общество (Общество) – добровольное объединение физических и юридическихлиц, созданное на основе членства путѐм объединения его членами имущественных паевых, целевыхпаевых и целевых взносов для торговой, заготовительной, производственной, инвестиционной и инойдеятельности в целях получения потребительской выгоды и удовлетворения материальных,нематериальных и иных потребностей его членов.
Потребительская выгода – выгода члена Общества, полученная в виде продукции, работ, услуг,способствующих укреплению, сохранению здоровья и продления жизни; в виде продукции, товаров, работи услуг по ценам ниже рыночных, необходимых для личного потребления и предпринимательства;социальных благ и услуг, направленных на развитие личности и членов семьи, получение доступа к рынкузанятости, здоровья, образования, культуры и досуга и т.д.
Союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ нагородском, республиканском, федеральном уровнях на основании решений общих собранийпотребительских обществ.
Пайщик Общества – действительный или ассоциированный член Общества.
Действительный член Общества – физическое или юридическое лицо, российское или иностранное,внёсшее вступительный и паевой взносы, установленные для действительных членов Общества,принятое в Общество в порядке, установленном уставом Общества, обладающее правом участвовать вуправлении делами и активами Общества и несущее субсидиарную ответственность по егообязательствам.
Ассоциированный член Общества – физическое или юридическое лицо, российское или иностранное,внёсшее вступительный и паевой взносы, установленные для ассоциированных членов Общества,принятое в Общество в порядке, установленном уставом Общества, не обладающее правомучаствовать в управлении делами и активами Общества и не несущее субсидиарную ответственностьпо его обязательствам.
Кооперативный участок (участок) – структурное подразделение Общества, объединяющее часть
членов Общества, создаваемое по территориальному, производственному или клубному признаку всоответствии с уставом Общества и действующее на основании положения, утверждаемого советомОбщества.
Уполномоченный Общества – действительный член Общества, избранный на Общем собраниидействительных членов кооперативного участка и наделённый полномочиями решать вопросы наОбщем собрании уполномоченных Общества. Он является связующим звеном между Обществом ичленами Общества, организует деятельность Общества в кооперативном участке. Нормапредставительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом Общества.
Высший орган Общества – Общее собрание Общества, которое проводится в форме Общегособрания действительных членов Общества или в форме Общего собрания уполномоченныхОбщества.
Представители Общества в союзах потребительских обществ – действительные члены Общества,избранные на Общем собрании Общества, для участия в работе общих собраний представителейпотребительских обществ союзов, в которые входит Общество.
Целевые поступления – суммы финансирования из федерального, республиканского имуниципального бюджетов, а также безвозмездные отчисления, взносы и пожертвования юридическихи/или физических лиц на содержание Общества и ведение им уставной деятельности, использованныеОбществом по назначению.