О Потребительской кооперации

"Краткий курс кооперации" А. Чаянов, 1925г

Каждому понятно, что если купить, любой товар не по мелочам в розничной лавке, а сразу в большом количестве у оптового торговца, то покупка обойдётся дешевле и по качеству будет лучше.

Поэтому каждый покупатель, желающий за дешевую цену получить хорошие продукты, должен покупать их не аршинами или фунтами, а кусками, вагонами и пудами, и не в мелочной лавке, а прямо на фабрике или в крупной оптовой торговле.

Однако, как ни выгоден этот совет невольно возникает вопрос о том, может ли наш крестьянин, рабочий и городской обыватель запасать себе впрок сливочное масло бочками, муку вагонами, мануфактуру кипами?

Само собой понятно, что каждый потребитель в отдельности сделать это не в состоянии. У него прежде всего никогда не бывает на руках таких денег, чтобы расплатиться по этим крупным покупкам, да и потребности его домашнего обихода измеряются не вагонами, а фунтами хлеба, несколькими штуками селедок, а не бочёнками; аршинами ситца, а не кусками его.

Однако, если десятки, сотни и тысячи покупателей соединятся и будут, сообща закупать нужные для них товары, то сразу получат возможность покупать их самыми крупнейшими партиями и превратятся все вместе в одного очень крупного оптового покупателя. Приобретаемые товары обойдутся дешево и будут хорошего качества.

Общественная торговля

Если предприниматель лавочник ставит интересы своего капитала на первое место, если онвсеми средствами, в ущерб и за счет своих покупателей, стремится вытянуть наибольший барышиз своей торговли, то в потребительской кооперативной лавке интересы получения чистойприбыли на вложенный в товары капитал стоят на втором месте. Капитал, конечно, необходим идля потребительского общества, без него нельзя сделать хозяйственного оборота. Но не егоинтересы управляют делом, а интересы тех потребителей, тех крестьянских хозяйств, которыесоединенными усилиями создали потребительскую лавку для обслуживания своих нужд.

Обыкновенному лавочнику прямая выгода продать плохие продукты по дорогой цене иполучить тем наибольшую чистую прибыль.В кооперативной же лавке прибыль может быть самая ничтожная. Но продукты должны бытьхороши и дешевы.Ни один кооператор не захочет увеличить прибыльность своей лавки подмесью песка в своемхлебе и воды в молоке, потребляемом его детьми.

Подобное перенесение внимания с интересов капитала на интересы тех хозяйств, которыеобъединились в союз и создали для себя кооперативное предприятие, и является самым важным вкооперации. Кооперация всегда будет пользоваться капиталами и очень большими капиталами,ибо без них в хозяйственной жизни обойтись невозможно, но не интересы этого капитала стоят вней на первом месте, а интересы тех хозяйств, которые он обслуживает. В кооперации капитал —слуга, а не хозяин. Поэтому и управление делами кооператива устраивается так, что в нем руководят не представители капитала, не те, кто дал большие деньги на ведение кооперативнойторговли или производства, а те трудовые хозяйства, для обслуживания которых возник исуществует кооператив. Таким образом нам ясно, что деятельность сельской кооперациинаправляют, крестьянские интересы, и вся ее работа определяется ими.

За Коном. Потребительская кооперация

Потребительское общество - некоммерческие организации, не ставящие перед собой целью извлечение прибыли, создаются для удовлетворения потребностей общества на основании:

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в

Российской Федерации» от 19.06 1992 № 3085-1.

Основные понятия

Потребительская кооперация – система организаций потребительской кооперации, созданных вцелях удовлетворения материальных и нематериальных потребностей их членов.;

Организации системы потребительской кооперации – потребительские общества, и их союзы,юридические лица, являющиеся пайщиками потребительских обществ, а также учреждения,хозяйственные общества и иные юридические лица, единственным учредителем которых являютсяпотребительские общества и их союзы.

Потребительское общество (Общество) – добровольное объединение физических и юридическихлиц, созданное на основе членства путѐм объединения его членами имущественных паевых, целевыхпаевых и целевых взносов для торговой, заготовительной, производственной, инвестиционной и инойдеятельности в целях получения потребительской выгоды и удовлетворения материальных,нематериальных и иных потребностей его членов.

Потребительская выгода – выгода члена Общества, полученная в виде продукции, работ, услуг,способствующих укреплению, сохранению здоровья и продления жизни; в виде продукции, товаров, работи услуг по ценам ниже рыночных, необходимых для личного потребления и предпринимательства;социальных благ и услуг, направленных на развитие личности и членов семьи, получение доступа к рынкузанятости, здоровья, образования, культуры и досуга и т.д.

Союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ нагородском, республиканском, федеральном уровнях на основании решений общих собранийпотребительских обществ.

Пайщик Общества – действительный или ассоциированный член Общества.

Действительный член Общества – физическое или юридическое лицо, российское или иностранное,внёсшее вступительный и паевой взносы, установленные для действительных членов Общества,принятое в Общество в порядке, установленном уставом Общества, обладающее правом участвовать вуправлении делами и активами Общества и несущее субсидиарную ответственность по егообязательствам.

Ассоциированный член Общества – физическое или юридическое лицо, российское или иностранное,внёсшее вступительный и паевой взносы, установленные для ассоциированных членов Общества,принятое в Общество в порядке, установленном уставом Общества, не обладающее правомучаствовать в управлении делами и активами Общества и не несущее субсидиарную ответственностьпо его обязательствам.

Кооперативный участок (участок) – структурное подразделение Общества, объединяющее часть

членов Общества, создаваемое по территориальному, производственному или клубному признаку всоответствии с уставом Общества и действующее на основании положения, утверждаемого советомОбщества.

Уполномоченный Общества – действительный член Общества, избранный на Общем собраниидействительных членов кооперативного участка и наделённый полномочиями решать вопросы наОбщем собрании уполномоченных Общества. Он является связующим звеном между Обществом ичленами Общества, организует деятельность Общества в кооперативном участке. Нормапредставительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом Общества.

Высший орган Общества – Общее собрание Общества, которое проводится в форме Общегособрания действительных членов Общества или в форме Общего собрания уполномоченныхОбщества.

Представители Общества в союзах потребительских обществ – действительные члены Общества,избранные на Общем собрании Общества, для участия в работе общих собраний представителейпотребительских обществ союзов, в которые входит Общество.

Целевые поступления – суммы финансирования из федерального, республиканского имуниципального бюджетов, а также безвозмездные отчисления, взносы и пожертвования юридическихи/или физических лиц на содержание Общества и ведение им уставной деятельности, использованныеОбществом по назначению.